Замена передних и задних тормозных колодок своими руками

Эффективность отдельных компонентов тормозной системы имеет ключевое значение для безопасности вождения. Некоторые из них изнашиваются естественным образом и подлежат регулярной замене. Важно сделать это ьно, соблюдая несколько важных правил.

Когда меняют тормозные колодки

Тормозные колодки четко сигнализируют о необходимости их замены. Большинство колодок снабжено специальными пластинами, издающими характерный звук при торможении. Если на узле нет пластин, они будут издавать визг во время процесса торможения. Во многих автомобилях дополнительно устанавливаются системы сигнализации износа тормозных колодок. Кроме того, срок замены тормозных колодок зависит от количества пройденных километров. На это влияет также способ вождения автомобиля. При условиях обычной езды по городу рекомендуется поставить тормозные колодки нового формата после 30-50 тысяч. км. пробега. Если, ездить по городу динамично, то элементы меняют каждые 10-20 тыс. км. Плавное движение по трассе требует установки новых блоков примерно через 50-80 тыс. км, а динамичная езда по трассе – до 50 тыс. км. Качество тормозных колодок тоже немаловажно. Дешевая продукция потребует ранней замены некачественных элементов. 

Как оценить степень износа колодок, основные принципы

Перед тем как снять тормозные колодки, требуется проверить их состояние. Толщину накладок на колодках можно проверить самостоятельно после снятия колес через контрольные отверстия в тормозных суппортах. Канавка в колодках используется для определения степени износа – если она больше не видна, колодки следует заменить. Предельная толщина накладки – 1,5 мм. Установка тормозных колодок требуется, когда путь торможения превосходит допустимые стандарты. При замене колодок важно проверить состояние дисков. Если эти элементы имеют явное изменение цвета на своей поверхности (так называемые ожоги при перегреве), это сигнал обратиться в магазин за новым изделием.

Как правильно выбрать тормозные колодки

Дешевая продукция без соответствующих сертификатов не обеспечивает желаемых тормозных характеристик.  Еще один важный критерий выбора колодок – посадка тормозных дисков. Слишком мягкие блоки, установленные на дисках из твердых сплавов, могут привести к значительному снижению эффективности торможения. Плохая посадка также может вызвать неприятный визг. Чтобы избежать подобных явлений, лучше всего устанавливать оба элемента системы одной марки.  При правильной покупке запчастей чаще всего помогает VIN-номер производителя транспортного средства. Широкий выбор запчастей практически на любой авто предоставлен в категории "Тормозные колодки" нашего автомагазина.

Инструменты для замены тормозных колодок

Обслуживание тормозных колодок требует применения определенного набора инструментов. Весь процесс можно выполнить самостоятельно в собственном гараже. Если все идет по плану, вся операция не должна занять больше часа.  Поэтому приготовим или купим следующие инструменты: 

  • набор ключей;
  • металлическую щетку; 
  • монтажную ленту; 
  • шестигранный ключ; 
  • устройство для выдавливания поршней; 
  • смазку для тормозных систем; 
  • очиститель тормозов;
  • шприц. 

И, конечно, важно приобрести новый комплект тормозных колодок.

Замена передних тормозных колодок (дисковые тормоза)

По статистике 80% тормозного усилия приходится на передние тормозные колодки. Следовательно, передние тормоза изнашиваются быстрее, чем задние.  На подготовительном этапе необходимо определить, что именно нужно сделать: заменить передние тормозные колодки, суппорты, диски или все вместе. 

Внутреннее устройство дисковых тормозов авто.

После этого начинается второй этап – снятие колес:

  1. Припаркуйте автомобиль в рабочей зоне и включите стояночный / аварийный тормоз или поместите деревянный брусок за задними колесами.
  2. Ослабьте гайки крепления передних колес.
  3. Поднимите машину домкратом. 
  4. Убедившись, что опоры домкрата установлены правильно, снимите колеса. 

Следующий шаг – замена дисковых тормозных колодок:

  1. Снимите два болта крепления суппорта тормоза и сдвиньте элемент наружу. 
  2. Снимите два болта на задней части ступицы. 
  3. Демонтируйте колодки и проверьте их на износ. Нанесите смазку на заднюю часть новых элементов. 
  4. Необходимо убедиться в наличии на роторе стопорного болта, а тормозной диск снимается ударом молотка.
  5. Используйте проволочную щетку для удаления ржавчины со ступицы, чтобы предотвратить коррозию в будущем.
  6. Установите новый ротор дискового тормоза, убедившись, что он находится в правильной монтажной плоскости.
  7. Заменить тормозные суппорты (при необходимости). 
  8. Установите опорные болты и затяните их удлинителем гаечного ключа.
  9. Используйте суппорт и старую тормозную колодку, чтобы сжать поршень суппорта тормозного механизма до тех пор, пока он не окажется заподлицо с корпусом суппорта. 
  10. Установите тормозные колодки и поместите тормозной суппорт обратно в держатель.
  11. Снимите крышку бачка с тормозной жидкостью, чтобы сбросить накопившееся давление. 
  12. Убедитесь, что тормозной диск может свободно двигаться при отпущенных тормозах.
  13. Повторите эти шаги для всех тормозных дисков, которые необходимо заменить. 

После обратной установки колес необходимо провести проверку работы установленного элемента. Следует нажимать на педаль до появления признаков повышения давления. Сборка тормозных колодок не представляется слишком сложным делом

Замена задних тормозных колодок

Поменять задние тормозные колодки немного сложнее, чем передний вариант, и требует определенных навыков.

Устройство тормозного механизма задних колёс авто.

Алгоритм действий:

  1. Прежде чем заменить задние тормозные колодки ослабляем крепления колеса.
  2. Закрепляем автомобиль – заблокируем колеса, например, клиньями.
  3. Поднимаем машину на домкрат.
  4. Полностью откручиваем колесо и снимаем его.
  5. Теперь, в зависимости от типа барабана, снимаем крышку, вытаскиваем штифт и откручиваем гайку или болты крепления барабана.
  6. Замена барабанных тормозных колодок. Если барабан не отрывается, постучите по нему молотком с каждой стороны, или можно использовать плоскую отвертку, чтобы поддеть его.
  7. Если барабан крепился болтами, снимите гайку крепления подшипника.
  8. Отстегните пружины и трос ручного тормоза. Вытаскиваем челюсти.
  9. Перед тем как свести тормозные колодки, проверяем состояние саморегулятора. Если он подходит для повторной сборки, можем смазать маслом.
  10. Теперь приступаем к процессу складывания в обратном порядке.

(ПРИМЕЧАНИЕ – перед тем, как расстегнуть пружины, сфотографируйте, чтобы знать, как собрать потом).

Замена задних дисковых тормозных колодок:

  1. Поднимаем авто. Делаем это с помощью традиционного домкрата. 
  2. Снимаем колесо и приступаем к разборке суппорта. Сначала отверните верхний и нижний зажимные болты, удерживающие направляющую, с помощью плоского ключа. 
  3. В зажиме снимите блоки с корпуса зажима. В суппорте вытаскиваем тормозные колодки с монтажными пружинами.
  4. Приступаем к сборке новых колодок. Сначала выдавливаем поршни с помощью специального плунжерного инструмента. Мы можем вкрутить их другим ключом, который позволит нам повернуть поршень вправо. 
  5. Устанавливаем блоки в зажимы и фиксируем на месте. Все крепления должны быть надежно прикручены.

Это довольно трудоемкая работа, если нет специального оборудования.

Как протестировать новые колодки

Установленные элементы нуждаются в проверке.

Как провести тест-драйв:

  1. Разместите несколько блоков на небольшом расстоянии позади и перед передними и задними колесами автомобиля. Это необходимо, чтобы совершить короткие движения вперед и назад для проверки тормозов.
  2. Проведите тест-драйв по трассе. Разгонитесь до 95 км/ч, постепенно снизьте скорость до 65 км/ч и повторите это несколько раз. Затем повторите этот тест на максимальной скорости 80 км/ч и низкой скорости 50 км/ч. Какое-то время ведите машину, как обычно, внимательно прислушиваясь к скрипу или постукиванию. Если вы ничего не слышите, ремонт прошел успешно.

Помните, что первые 200 км вы должны тормозить осторожно.

Прокачка тормозной системы после замены колодок

Прокачка – это не что иное, как выталкивание кислорода из системы. Процесс различается для авто с АБС (антиблокировочной системой) и без него. Старый метод прокачки тормоза без АБС. Водитель активирует педаль тормоза и удерживает ее нажатой, а другой человек осторожно откручивает вентиляционное отверстие, чтобы выпустить жидкость под высоким давлением. Затем быстро возвращает все на место, когда водитель сигнализирует, что педаль тормоза сработала. После нескольких подобных действий прокачка завершена.

Прокачка системы торможения передних колес в авто с АБС:

  1. Выключаем зажигание и активируем педаль.
  2. Наполняем тормозной жидкостью бачок до верха.
  3. Прозрачным шлангом соединяем клапан спуска и емкость с жидкостью.
  4. Прокачиваем педаль до появления сопротивления.
  5. Отжимаем педаль до отказа и удерживаем.
  6. Откручиваем выпускной клапан, чтобы жидкость перетекала в сосуд. 
  7. При падении давления клапан закрывается.
  8. Процедура повторяется до отсутствия пузырьков кислорода.

Схема прокачки тормозной системы авто после замены тормозных колодок.

Прокачка задних элементов торможения с АБС:

  1. Выключаем зажигание и активируем педаль.
  2. Держите педаль в этом положении.
  3. Прозрачный шланг надевается на клапан спуска. 
  4. Перекрываем клапан после исчезновения признаков кислорода.
  5. При включенном зажигании насос АБС должен отключиться.

Осталось только долить тормозную жидкость.

Как продлить срок службы тормозных колодок

Существует несколько проверенных советов по продлению эксплуатационного срока колодок:

  • Следует регулярно проверять и заменять тормозные диски, а также колодки. 
  • Важно обновлять тормозную жидкость. 
  • В оценке состояния периодически нуждается и крепление тормозной колодки.
  • На дороге можно производить торможение на передаче.
  • Соблюдать безопасное расстояние до другого транспортного средства. 
  • Стиль вождения часто влияет на преждевременный износ системы.

Самое главное – позаботиться о тормозной системе и вовремя заменить все изношенные детали. Только это обеспечит безопасность и соответствующий комфорт вождения.